По всей видимости, для многих зрителей Форума навечно останутся неразгаданными и виды большинства эстонских мультфильмов. Но профессиональный глаз, как правило, находит в сложных смысловых конструкциях и странноватых героях этих авторских лент особенное эстетическое совершенство и необыкновенную соблазнительность выверенных анимационных деталей.
Обычно пристальное внимание эстонских аниматоров (в том числе и дебютантов) не столько к сюжету, сколько к пластическим нюансам собственных рисованных и кукольных лент помогает даже неискушенной публике ощутить, к примеру, притягательность видового детского кинофильма Микка Ранда "Вчерашняя машина". Про сказочную встречу малышей со старым паровозиком либо своеобразную хулиганскую энергетику молодежного кинофильма Маргит Лиллак "Петька-Чучело".
Про неуправляемого деревенского сорванца. Изысканные и странноватые детали помогают понять авторскую интонацию в меланхолическом музыкальном этюде "Романс" Каспара Янциса, которого известный Прийт Пярн сейчас называет своим наилучшим учеником, - либо в дебютном исповедальном кинофильме Елены Гирлиной "Гуф - собор для нерожденных душ", продолжающем авангардные традиции мастеров эстонской кукольной анимации.